e-belarus.org logo


Order E-Belarus News:

Search E-Belarus.ORG:

Граждане и правительство онлайн

Михаил Дорошевич, Марина Соколова

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры, рост числа пользователей сервисов интернета и ресурсов WWW в Беларуси привлекают все большее внимание к этой сфере как общества в целом, так и правительственных структур. Словосочетание «онлайновые медиа» все чаще сопровождается, а иногда и заменяется словами «социальная сеть», а электронное правительство и управление использованием и развитием интернета включаются в политическую повестку дня.

Следует при этом отметить, что рост интернет аудитории Беларуси сопровождается усилением цифрового неравенства, что особенно заметно при сравнении с другими странами (см. Рис. 1 Белорусская интернет-аудитория и Рис. 2 Польская интернет аудитория.)

Самое значительное различие – это возраст. В Беларуси только 4% пользователей старше 55 лет, то есть в 2 раза меньше, чем, в Польше. Большинство пользователей интернет – это жители Минска и минской области, хотя, например, в Польше, более 30% пользователей из сельской местности и только 14% из городов с населением более 500 000.

Белорусские ресурсы отстают по популярности от российских. В Беларуси только четыре ресурса имеют охват (reach) более 50% интернет-аудитории: Google, mail.ru (54%), yandex.by (52%), tut,by (оценочные данные).

Уровень проникновения интернета в Беларуси приближается к 50%, а это означает, что задача организации эффективного электронного взаимодействия правительства и граждан становится принципиально важной. Однако как показал анализ развития государственных электронных услуг, проведенный белорусскими экспертами на основе таксономии страна- лидер, страна- последователь, догоняющая страна, отстающая страна, в стратегическом отношении Республика Беларусь сместилась с позиции «последователя» в 2008 г на позицию «догоняющей» в 2010 г. Принятие в 2010 г Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г не привело к прорыву в данной области, поскольку документ во многом представляет собой формальную адаптацию направлений деятельности Тунисской программы для информационного общества, принятой на втором этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2005).

В марте 2011 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь была утверждена Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг, в которую вошла подпрограмма «Электронное правительство». Уже сама структура документа свидетельствует о том, что информатизация с акцентом на ее технократических аспектах остается основой стратегического планирования электронного правительства в Беларуси. Основное внимание сосредоточено на создании электронной общегосударственной распределенной системы управления документами и процессами их обработки, требованиях к сайтам государственных учреждений, регламентации административных процедур и пр. В результате основной характеристикой крупных реализованных проектов является ориентация государственных учреждений, прежде всего, на собственные потребности.

Представители государственных структур стали чаще высказываться относительно контроля онлайнового контента. В июне 2011 генеральный прокурор Г. Василевич заявил о необходимости принять международный документ по упорядочению пользования интернетом, поскольку в интернете нередко публикуется клевета и различные тексты, подстрекающие к незаконным действиям [1]. В октябре 2011 г заместитель главы Администрации президента Республики Беларусь А. Радьков заявил, что необходимо воспитывать культуру пользования интернетом, упомянув о необходимости контролировать доступ в интернет для госслужащих. «Возможности воздействия через интернет крайне широки, и нередко используются для разрушительных целей», – отметил он [2]. Следует, однако, отметить, что Г. Василевич подчеркнул, что необходимо соблюдать права всех участников процесса, в рамках «разумного соблюдения интересов и свобод граждан» [3].

Во многом это было спровоцировано ростом онлайнового гражданского активизма в стране летом 2011 г. Акции гражданского протеста (Революция через социальную сеть, Стоп-бензин), организованные через социальные сетевые сервисы, летом 2011 г привлекли внимание к различным формам онлайнового активизма. Например, в 2009 г группа социальной сети VKontakte «Движение Будущего», в которой на тот момент состояло около 100 тысяч участников, была зарегистрирована как общественное объединение. Деятельность «Движения будущего» была направлена на «объединение всех граждан страны для решения социальных проблем, пропаганды здорового образа жизни, развития гражданского общества и культуры». Впервые в Беларуси онлайн-сообщество самоорганизовалось в легальное движение в оффлайн, при этом расширив каналы связи и организации онлайн. Были проведены информационные акции, направленные на охрану здоровья, за отмену виз в страны ЕС, а также  другие кратковременные офлайн-кампании, стимулирующие гражданский активизм. В июне 2011 г активистами той группы была создана новая онлайновая площадка «Революция через социальную сеть», в рамках которых осуществлялась мобилизация участников и координирование акций «молчаливого протеста». Краудсорсинг, флэшмобы, твиттер и другие формы быстрого информирования – вот характерные тактики гражданского активизма онлайн. Сущность последнего заключается в том, что посредством онлайновой «деятельности» (производства контента)у группы людей формируется коллективная идентичность и особый взгляд на происходящие события, который затем реализуется в действиях  оффлайн».

Белорусские силовые органы противопоставили массовым протестам, координируемым через интернет, не только традиционные тактики блокирования сайтов, троллинга, фишинг и пр., но и спровоцировали новые формы нарушения прав пользователей сети. Наиболее одиозной из них стала «кража идентичности» (identity theft), что во многих странах считается уголовным преступлением. Вот свидетельство одного из зарубежных журналистов: «В воскресенье я находился на одной из «хлопательных» акций протеста, которые регулярно проводят в Минске недовольные режимом диктатора Александра Лукашенко <…> Акция была разогнана громилами в штатском <…> Я при этом присутствовал и грубость полиции меня шокировала. Других иностранных журналистов на месте было мало, поэтому я начал писал о том, что я видел в «Твиттер» <…> В среду вечером, когда после очередных протестов были арестованы еще 400 человек, некий другой Шон Уокер уже строчил в свой «Твиттер» как безумный. Кто-то украл мою фотографию из моего настоящего «Твиттера» @shaunwalker7, и создал фальшивый микроблог @shaunnwalker. В среду протесты продолжались два часа и все это время мой «двойник» заполнял «Твиттер» бредовыми сообщениями и ложной информацией на русском со скоростью около сообщения в минуту [4].

Лето 2011 г запомнится еще одним одиозным событием – возбуждением уголовного дела по статье 370 УК (надругательство над государственными символами) по поводу размещения в блоге lipkovich.livejournal.com изображения государственного флага Беларуси оскорбительного и кощунственного характера. При этом сам Евгений Липкович проходил по тому делу свидетелем.

Приведенные выше факты говорят о том, что интернет перестал быть площадкой «онлайновых медиа» и превращается в виртуальную среду обитания общества. А это бросает новые вызовы как гражданскому обществу, так и правительству.
--------------------------------

[1] Небезынтерсно в той связи заметить, что в сентябре 2011 г Совет Безопасности и МИД РФ разработали проект конвенции ООН, которая запрещает использование Интернета в военных целях и для подрыва политических режимов извне. «Об обеспечении международной информационной безопасности». Россия рассчитывает на принятие этого документа уже в 2012 г. http://www.voanews.com/russian/news/russia/russia-cyber-security-2011-09-23-130423473.html
[2] http://ale.by/news/radkov-prizval-nesti-ideologiyu-v-internet
[3] http://ale.by/news/vasilevich-poobeschal-navesti-poryadok-v-internete
[4] http://n1.by/news/2011/07/08/130219.html

Source:
http://nmnby.eu/news/analytics/3310.html


Bookmark and Share


This information may be reproduced provided that E-Belarus.org is given as the source.

E-Belarus.ORG, 2001-2015